Уточнение порядка расчёта новых ОДН


Уточнения порядка определения расходов на оплату коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме

Напоминаем, что 26 декабря 2016 г. было утверждено Постановление Правительства № 1498, которое внесло кардинальные изменения в основные законы: ЖК РФ, ПП РФ 491 и ПП РФ 354 — в части, касающейся расчётов платы за коммунальные ресурсы, потраченные на общедомовые нужды. Мы писали об этом подробно здесь.

В частности вводился порядок, согласно которому начисление населению новых услуг ОДН, которые теперь называются «потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», производится согласно нормативу потребления соответствующих коммунальных ресурсов. А вот ресурсоснабжающая организация выставляет счёт управляющей компании согласно общедомовому счётчику. Т.е. если потребление по общедомовому счётчику оказывалось больше, чем по нормативу, то этот сверхрасход управляющая компания должна компенсировать за свой счёт. Всё вроде бы хорошо.

Но вот что делать в том случае, если общедомовой счётчик показал расход меньше, чем по нормативу? Следуя букве закона управляющая компания всё равно должна начислять по нормативу. Таким образом, сводились на нет все меры энергоэффективности, которые жильцы предпринимали, чтобы уменьшить общедомовые расходы — им всё равно начисляют по нормативу.

В письме № 4275-ar/04 от 14 февраля 2017 Минстрой выразил своё мнение, что порядок расчёта должен быть следующим:

если потребление по общедомовому счётчику больше, чем норматив, то начислять по нормативу;
в противном случае начислять по общедомовому счётчику.

Т.е. считать нужно всё же по счётчику, но не более норматива. Однако, законодательно мнение Минстроя никаким образом не закреплено и это вызвало большую неразбериху в том, как же всё-таки правильно рассчитывать начисления по этим новым услугам. Так жильцы требуют, чтобы им считали, как трактует Минстрой, управляющие компании опираются на букву закона, а жилищные инспекции в разных субъектах Федерации не имеют единого мнения.

Чтобы решить эту проблему, в Государственную Думу внесён Законопроект № 113667-7 О внесении изменений в статьи 156 и 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который закрепляет порядок расчёта следующим образом:

Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания и использования общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания и использования общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, за исключением случая принятия решения общим собранием собственников помещений многоквартирного дома об определении соответствующих расходов исходя из показаний общедомового (коллективного) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, по умолчанию определяется также по нормативу, однако жильцы могут принять на общем собрании решение о расчёте исходя из показаний общедомовых приборов учёта. Т.е. либо по счётчику, либо по нормативу. Однако в данном проекте опять нет рекомендуемого Минстроем расчёта по принципу «по счётчику, но не более чем по нормативу».